3 сентября 2004 года в 13 ч 15 минут в бесланской школе № 1 прозвучал взрыв.
Я надеюсь, что в итоге этот взрыв все-таки разрушит предыдущий безответственный уклад нашей жизни и сделает наш народ сплоченным, ответственным и организованным этносом, готовым к молниеносной мобилизации. А пока мы по-прежнему живем той же беспечной жизнью, которая и привела нас к бесланской трагедии.
Только теперь мы живем с национальной болью. К бесланской боли прибавляются и другие прогрессирующие недуги, такие как демографическая депрессия и постепенное вымывание из сознания соплеменников национальной идентичности.
Осетинский этнос духовно болен, и никто кроме нас самих нас не вылечит.
Как-то я услышал от Зелима Ватаева фразу: «Нæхæдæг куы нæ бæззæм, уæд ма кастæртæй цы агурæм». И вроде бы в этой фразе обозначился цивилизационный тупик для нашего этноса. Но выход из тупика есть.
Мы обязаны воспитать новое, национально ответственное поколение.
Мы обязаны воспитать осетин, которые будут укреплять духовность и национальную идентичность нашего народа. И этому народу будет свойственно осознанное стремление к созданию многодетных семей. Как это сделать? Я предлагаю обратиться к опыту наших предков.
Они воспитывали младших не только и не столько нравоучениями и примерами из героической истории осетинского народа. Главным воспитательным фактором служил пример поведения старших, который включал в себя и выполнение общественно (национально) важных функций.
Для мужчин, например, такой функцией являлась воинская обязанность по защите поселений, участие в войнах. Такой же общественной обязанностью являлось участие в ныхасе, тархоне и зиу. То есть наши предки своим участием в общественных (общинных) делах показывали подрастающим поколениям пример поведения старших, без которого, на мой взгляд, невозможно воспитать достойных младших, невозможна преемственность поколений. Старшие не только являли собой пример для подражания, но и младших своих вовлекали в общественно значимые дела.
Сегодня все вышеперечисленные общественные обязанности перешли в ведение государства. У нас остался только обычай зиу. И вроде бы нам стало легче жить. Но эта легкость стала разрушать национальный воспитательный процесс, так как из него исчез самый главный фактор – массовый пример поведения старших, который формирует воспитательный вектор в обществе.
А государство, взяв на себя общественно значимые функции, не может сформировать пример поведения для младших. Ведь олицетворением государства для подрастающих поколений стали чиновники, а этот пример НЕ РАБОТАЕТ. Действия некоторых чиновников, напротив, довольно часто становятся дурным примером для подрастающих поколений.
Очевидно, что сегодня нравоучения и попытки воспитания детей на примерах наших героических отцов уже не работают должным образом, так как воспитательный процесс лишился описанного выше главного фактора. И как тут не вспомнить слова великого Коста: «Дæ фыдæлтæ рухсаг, дæхæдæг мын бæзз!» К озвученной проблеме добавился и негатив, который несет в себе интернет, все больше влияющий на формирование сознания подрастающих поколений.
В результате многолетних размышлений над бесланской трагедией и над вопросом «что делать?» созрело правильное, на мой взгляд, решение – создать новый пример поведения старших.
Таким примером поведения может и должен стать пример соблюдения старшими новой эффективной национально значимой традиции. Ведь традиция является важнейшим фактором формирования мировоззрения этноса.
Именно с помощью нового национального обычая движение «Миллион Осетин» постарается запустить новый фактор воспитания подрастающего поколения, сплотить нацию и сформировать национальный ресурсный потенциал «Аланский Бæркад».
Новый воспитательный алгоритм, подкрепленный национальными ресурсами, поможет нашему этносу увеличить численность до 1 млн человек.
Кстати, уже есть первые результаты нашей деятельности. Движение «Миллион Осетин» инициировало реформу национального образования, предложив внедрить задачу увеличения численности осетинского этноса в образовательную сферу. И мы призываем всех национально ответственных соплеменников поддержать нашу инициативу.
Также мы создали вполне реальный проект демографических реформ и начинаем поэтапно воплощать его в жизнь. Именно с помощью нового не обременительного обычая мы предлагаем увеличить численность нашего этноса.
Рабочее название нового обычая «Аланский Адат». Но раз инициатива о его внедрении в жизнь осетинского этноса возникла в результате осмысления трагедии Беслана, то справедливо ему дать второе название «Бесланский Адат».
Мы попробуем сделать новый обычай неотъемлемой частью национальной идентичности осетин. Как? Это Вы узнаете, отслеживая ход развития проекта «Миллион Осетин».
Сегодняшние памятные мероприятия, на мой взгляд, явно несоразмерны масштабу трагедии, произошедшей с осетинским народом.
Осетины должны дать исторический ответ этому злодеянию, внедрив в жизнь нашего этноса новый обычай.
И мы это сделаем!
Посмотрите в глаза своим детям и поддержите инициативу по внедрению нового национального обычая-адата!